Статья была опубликована в №9 журнала "М-хобби" за 2011 год.
Несколько лет назад, когда я только начинал заниматься военно-исторической миниатюрой (ВИМ), увидел виньетку с викингами и фрагментом частокола на витрине магазина. Производитель Seil, фирма, которая, к сожалению, ушла с рынка ВИМ. Скульптор – замечательный мастер Юрий Серебряков. Тогда я загорелся желанием приобрести эту композицию, но в собранном варианте покупать дорого да и не интересно, а в коробке не было. Прошло довольно много времени. Появился опыт в росписи миниатюры и оформлении виньеток. И вот пришлось сделать этих викингов на заказ. Стоить отметить, что фигурки имеют некоторые исторические несоответствия, но красота скульптуры и качество изготовления искупают любые недостатки. Начиная работу над викингами, решил поэтапно фотографировать весь процесс и в последующем написать по материалу небольшую статью. И так, приступим…
Несколько лет назад, когда я только начинал заниматься военно-исторической миниатюрой (ВИМ), увидел виньетку с викингами и фрагментом частокола на витрине магазина. Производитель Seil, фирма, которая, к сожалению, ушла с рынка ВИМ. Скульптор – замечательный мастер Юрий Серебряков. Тогда я загорелся желанием приобрести эту композицию, но в собранном варианте покупать дорого да и не интересно, а в коробке не было. Прошло довольно много времени. Появился опыт в росписи миниатюры и оформлении виньеток. И вот пришлось сделать этих викингов на заказ. Стоить отметить, что фигурки имеют некоторые исторические несоответствия, но красота скульптуры и качество изготовления искупают любые недостатки. Начиная работу над викингами, решил поэтапно фотографировать весь процесс и в последующем написать по материалу небольшую статью. И так, приступим…
Несколько недель
думал над оформлением виньетки. Фирменное основание, холмик с несколькими
бревнышками частокола, теперь показалось простеньким и невыразительным. Я решил
изготовить что-то свое, более интересное.
Пока думал над композицией, собрал фигурки, за исключением шлемов и
ножен мечей которые затруднят роспись. Для начинающих, отмечу, что перед
сборкой необходимо удалить литьевые швы и другие возможные дефекты при помощи
надфилей и мелкой наждачки. Зачистить поверхность деталей при помощи жесткой
щеточки, закрепленной в цанге скоростной минидрели. Аккуратно, что бы не
повредить рельеф. Затем подготовить места склейки, высверлив отверстия под
штифты, которые придадут прочность и, после обезжиривания растворителем любой
марки, склеить детали цаинкрилатовым суперклеем. На этом этапе нужно быть очень аккуратным. Клей очень жидкий и быстро
схватывается. Важно не залить им половину фигурки и не приклеить пальцы. Для
этого я окунаю в баночку с клеем палочку и наношу на нужные места несколько
капель. Потом быстро соединяю детали.
В ступнях фигурок
необходимо высверлить отверстия и вклеить штифты, для последующего закрепления
на виньетке.
После сборки
викингов, приступил к подставке. Изготовил ее из деревянного бруска,
подходящего по размеру и фигурных штапиков, которые отрезал в стусле под углом,
подогнал по месту и приклеил. Две фигурки, расположенные на плоскости, будут
смотреться не интересно. Дабы вытянуть композицию по вертикали хорошенько
покромсал подставку пилой, ножом. Придал приблизительную форму будущего
рельефа. Затем буром и скоростной минидрелью подравнял и сгладил края. Так же
при помощи бура и минидрели проделал на
поверхности основания паз, в который будут вклеены бревна частокола .
В несколько слоев вскрыл подставку лаком, с промежуточной просушкой
слоев и шлифовкой.
Планируя композицию, следует учитывать, что для
наибольшей зрелищности и естественности частокол, фигурки и другие элементы должны
располагаться на виньетке случайным образом, не симметрично и не параллельно
краям подставки.
Бревна частокола
изготовлены из кусочков веточек какого-то кустарника. Следует выбирать наиболее
похожие на реальные бревна в масштабе ветки. Я выбирал старые ветки, кора на
таких - покрыта трещинами, наростами,
местами шелушится и выглядит довольно масштабно и разнообразно. Молодые ветки
гладкие и нам не подходят. Отрезав бревна
нужной длины, промазал кору жидким клеем ПВА, что бы не отшелушивалась. Вклеил
бревна в паз подставки, формируя частокол. Все бревна умышленно разной длины. С
одной стороны – имитация проломленного частокола, покосившиеся бревна, одно
обломано и расщеплено, другое – рухнуло на землю .
Далее
высверлил отверстия под штифты в ногах фигурок и установил из на основание, что
бы оценить общий вид будущей композиции.
На этом этапе можно
подкорректировать положение фигурок.
После фигурки снимаются и лакированные
поверхности подставки закрываются малярным скотчем.
Фигурки
устанавливаются на временные подставки и грунтуются. Я применяю качественную
автомобильную грунтовку, которую предварительно сливаю в баночку, развожу
растворителем до нужной консистенции и наношу при помощи аэрографа.
Мне захотелось
сделать каменистый склон, потому следующий шаг – изготовление камней из
колотого кирпича. Камни разного размера в беспорядке наклеил на основание при
помощи густого ПВА .
Самые большие щели и неровности основания сгладил при помощи строительной
шпатлевки.
Еще раз установил фигурки для промежуточной оценки композиции.
В отверстия под
штифты фигурок вставил проволочки, что бы не заклеить их в дальнейшем. Фактуру грунта имитировал
присыпками из речного песка, молотого кофе, закрепленных на жидкий ПВА. Также
наклеил в разных местах группами самые мелкие камешки. Все должно быть
размещено максимально хаотично .
Все основание
задул грунтом прямо из баллона автогрунтовкой. Грунтовка задаст
общий цвет основанию из разных материалов и предотвратит излишний расход
краски.
Для всех
покрасочных работ применены акриловые краски ХоМа, производимые на Украине.
На основание
нанесен в несколько слоев базовый землистый оттенок
После
высыхания можно приступить к выявлению фактуры почвы.
Для этого более
светлым оттенком выполняется несколько проходов сухой кистью .
Высветлять необходимо неравномерно. В некоторых местах почве можно придать
другие оттенки – желтоватый, рыжеватый. Так же при помощи заливок жидкой смеси
черного и землистого цветов можно добавить больше контраста.
Далее все камни
выкрашены темно-серой краской ...
... и высветлены светлыми оттенками базового
цвета . Светло-серым и бежевым акрилом методом сухой кисти добавлено еще больше
высветлений и немного
зеленого, для имитации мха на камнях.
Теперь наступил
черед частокола. Бревна окрашены смесью черного и коричневого...
и высветлены
сухой кистью светлым оттенком базового цвета .
Опять же следует проявить художественное
чутье, добавить разные оттенки, немного разнообразить частокол.
Растительность
очень оживляет любую композицию. В данном случае решил применить несколько
видов мха. Еще добавил сухой кустарник из подходящих корешков. Все закреплено при помощи клея ПВА.
Основание
виньетки готово, остается не менее увлекательно занятие – роспись фигурок.
Рассмотреть процесс росписи решено на примере викинга с топором. Поскольку
написано по работе с фигурками уже не один том статей и пособий, постараюсь
быть кратким и остановится на основных нюансах.
Фигурку следует
установить на рабочей подставке из подходящего деревянного бруска. Это позволит
избежать касаний руками в процессе росписи.Это ВАЖНО!!!! Грунтовка нанесена очень тонким слоем, слой краски так же будет очень тонким.Несколько касаний пальцами может снять краску и грунт с выступающих элементов и острых кромок.
В первую очередь
расписано лицо, нанесен базовый цвет на бороду и приклеен шлем, кольчуга
выкрашена в черный цвет ...
Далее кольчуга обработана сухой кистью металликами.
Сделано
несколько проходов. Сначала самый темный оттенок, затем более светлые на самых
освещенных участках. Шлем окрашен «стальным» цветом с небольшим количеством черной краски, гребень и украшения шлема –
бронза При помощи заливки смесью масляных красок черной и жженной
умбры с уайтспиритом подчеркнут рельеф шлема. Чистым стальным цветом выделены
заклепки и кромки шлема. Выкрашены и оттонированы волосы и нанесен базовый цвет (смесь песочного,
телесного, коричневого и черного) на волчью
шкуру ...
В базовый цвет
шкуры добавлено еще больше черного и коричневого и лессировками нанесены тени . Так же, добавив в базовый цвет немного телесного и белого,
необходимо высветлить наиболее освещенные участки ). Мех выкрашен в
темно-серый. Далее мех высветлен сухой кистью светло-серым, бежевым и немного
белым . Необходимо постараться придать разным участкам немного
отличающиеся оттенки. Можно добавить немного коричневого и песочного.
Аналогичным
образом окрашена и оттонирована обувь, мех на ногах. Штаны покрашены в
грязно-синий цвет. Тени и свет нанесены лессировками. Добавлено немного
запыленности. Аккуратно, сухой кистью песочно-серым оттенком. В бежевый цвет
выкрашена стеганка, выделены темным швы. Почти белым подчеркнуты некоторые
складки и кромки. Нанесен грязно-зеленый цвет на рубаху.
На складки рубахи
нанесены лессировками свет и тени, нарисована полоска на подоле. Выкрашены в
подходящий цвет доски щита и рукоять топора.
На внутренней
стороне щита черно-коричневым аккуратно тонкой кистью нанесена фактура
древесины, которая еще больше выявлена очень светлым оттенком
базового цвета .
На лицевой
стороне щита бежевым и грязно-красным цветами нанесен простой рисунок,
характерный для щитов викингов – простое деления на четверти. На
щит нанесены загрязнения, царапины , выкрашены темной сталью обод и
умбон, на которые чистой серебрянкой нанесены локальные потертости-высветления
и добавлено немного ржавчины.
Отработаны все
детали снаряжения и фигурка установлена на основание.
Подобным образом
расписан и второй викинг.
На фотографиях готовая виньетка.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьОчень высококлассная работа !очень понравилась, как и описание! Скажите пожалуйста, каким растворителем для грунта (для аэрографа) вы пользуетесь?
ОтветитьУдалитьРаньше пользовался любым растворителем типа 646 или 647. Теперь грунтую прямо из аэрозольного баллона.
Удалить