Готовые работы, как и прежде ТУТ - http://sergeypopovichenko.blogspot.com/

четверг, 28 февраля 2013 г.

Несколько слов о росписи маслом




На форумах мне постоянно задают вопросы об использовании масляных красок и, в частности, росписи тела. Наверное, настало время написать статью с описанием своей техники, дабы ответить сразу на все прошлые и будущие вопросы.
И так, зачем же я использую масляные краски, если в ассортименте разнообразный качественный акрил?
Масляные краски имеют свою специфику, которая обуславливает их применение для росписи некоторых элементов фигурок. К этим элементам относятся тело, металл, кожаные изделия, дерево. Масляные краски после высыхания в большинстве случаев дают мягкий сатиновый блеск, который допустим и даже нужен при их изображении перечисленных элементов.
При этом акрил так же используется, но только в качестве базового слоя, по верх которого затем наносится масляная краска.
Для росписи ткани я использую только матовый акрил.
Усилить блеск, если это необходимо, на пример для имитации потного тела, можно используя чистое льняное масло.
При росписи тела на фигурках воинов масляные краски очень удобны. Они позволяют легко получать плавные тональные переходы, имеют естественные и насыщенные цвета. О том что легко имитировать блеск потного тела я уже сказал.
Какие же краски я использую, и какие кисти нужны для работы?
В художественных магазинах доступны отечественные масляные краски Сонет или же Master Class. Достойное качество по приемлемой цене. Кисти колонковые Rosa Kolinsky круглые №1 и №1,5 , плоские №3. Покупать что-то дорогое в модельных магазина считаю совершенно не обязательным. Важно, что бы кисть была мягкая и упругая одновременно. Можно использовать синтетические кисти, однако хватает их для растушевки масла не на долго. Волоски начинают растопыриваться и закручиваться в разные стороны. Колонок не теряет форму, просто постепенно стирается щетина, укорачиваясь. В результате чего ее можно использовать и на других операциях. Работать или сухой кистью, или тычками для имитации разнообразных фактур. Маслом либо акрилом.
Какую технику я использую при работе масляными красками?
В терминологии я не силен и обладаю только субъективным практическим опытом, потому отвечу, как смогу.
Основная техника при работе масляными красками у меня – растушевка.
Роспись при этом выполняется следующим образом. На загрунтованную фигурку кистью наносится базовый слой матовой акриловой краски (я использую художественный акрил Maimeri Policolor). Акриловая краска выступает в качестве подложки, по которой  наносится масло. Акрил хорошо держит и впитывает часть масла, уменьшая глянец в итоге.
На расписываемую поверхность наносятся мазки и пятна масла, которые затем растушевываются (растираются в разные стороны) чистой сухой кистью, без применения каких либо разбавителей.
Цель растушевки – превратить мазок масляной краски в плавный тональный переход. Главное в работе с маслом, аккуратность и легкость движений кисти. Масла не должно быть нанесено очень много, иначе просто разведется грязь. Ну и конечно же, необходимо четко представлять себе степень контраста, которую необходимо достигнуть, границы распределения теней и света.
Тут поможет только чувство меры, рассматривание фигурки под лампой, для определения темных и светлых мест, а так же рассматривание чужих работ. Многое можно почерпнуть у таких западных художников-миниатюры, как Диего Руина, Данило Картаччи, Билл Хоран… Конечно же не стоит забывать о классической живописи.
Какие цвета нужны для того, что бы нарисованное тело было похоже на настоящее?
Четкого ответа тут нет и быть не может. Человеческая кожа в действительности может иметь сотни разнообразных оттенков в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, национальности, а так же освещенности, оттенка освещения и т.п.
Человек может быть загорел, румян, бледен, обморожен. Степень загара, румянца и бледности так же имеет бесконечное число вариантов. Лицо и тело может быть покрыто грязью, пылью, копотью, кровью и т.п. Приступая к росписи, следует хотя бы приблизительно представлять, какой образ вы хотите изобразить и уже после этого начинать мешать краски.
Базовый акриловый слой – любая матовая краска телесного цвета из ассортимента акриловых красок для моделей (Valiejo, GW). Из палитры Хомы мне нравится цвет, который назван «пустынным розовым», если не ошибаюсь.
Из акрила Maimari я мешаю телесный на основе сиены натуральной, белил, очень малого количества красной и коричневой красок. Опять же, оттенок может меняться в зависимости от необходимости добавлением большего количества белой, черной, коричневой краски, или же синей, красной и даже фиолетовой.
Из масляных красок первую очередь пригодится марс коричневый светлый, сиена натуральная и сиена жженая, белила.
Расписать тело можно используя как смеси этих красок, так и какую-то из них в чистом виде.
На пример, один из этих майя (фото 1) расписан в основном при помощи жженой сиены, небольшого количества жженой умбры в самых глубоких тенях и белил, подкрашенных жженой сиеной для высветлений. Другой майя  (фото 2) расписан сиеной натуральной, к которой в разных пропорциях добавлялась золотистая охра и самая малость черной краски. Высветления делались белилами немного подпачканными сиеной натуральной.
фото 1                                                                                                                                                                                                                                          фото 2


 








Конан-варвар  расписывался смесью сиены натуральной с куда большим количеством белил и черной краски.

Лицо у норманна  тонировалось едва ли не чистым кармином, в который добавлялось немного сиены и белил. Под глаза и по бокам спинки носа даже добавлялась смесь синей и черной красок.



Рассмотрим роспись маслом на примере одного женского бюста. Фигурка фирмы Tartar Miniatures (1/10)
В начале нанесен базовый акриловый слой краски телесного цвета. Слой должен быть ровным, без комочков и мазков. Для этого краска не должна быть густой. Лучше нанести ее в три или четыре слоя.
Далее приготовлена смесь масел сиены натуральной, небольшого количества белой и очень малого количества фиолетовой краски. Краска наносилась в местах затемнений.




После чего чистой сухой кистью колонок №3 растиралась и разглаживалась для получения плавного тонального градиента. Повторюсь, краски не должно быть много. Краска смешивалась без применения каких либо растворителей, прямо из тюбика. Движения кистью при растушевке очень легкие.






Для высветелений приготовлена смесь белил и очень малого количества фиолетовой краски. Буквально белая, слегка подкрашенная фиолетовой. «Светлая» смесь наносилась на наиболее освещенные участки – скулы, переносица, кончик носа, подбородок. Затем так же само растушевывалась.





После первого захода нанесения света и теней фигурка оставляется сохнуть. Масляная краска сохнет долго, около суток, в зависимости от температуры в комнате. Зимой дольше, летом быстрее. Перед повторной проработкой света и теней краска должна просохнуть. Иначе растушевка может привести к «подрыванию» первого слоя, что очень не желательно.
В самых темных местах можно добавить умбру жженую, немного черной. Финальные высветления выполняются легкими белыми мазками, которые так же разглаживаются.
Вот, что получилось в итоге.



3 комментария:

  1. Спасибо, Сергей, за обстоятельную статью!
    Всё понятно написано.

    ОтветитьУдалить
  2. Александр, СПАСИБО за отзыв! Приятно, если пригодится.

    ОтветитьУдалить